четверг, 30 июля 2015 г.

С юбилеем, Олимпиада!


Доброго времени суток, дорогие читатели!

Сегодня в блоге необычный пост. Подготовила его для нас Екатерина Титова. В преддверии юбилея Олимпиады она встретилась с главным режиссёром трансляций открытия и закрытия XXII Летних Олимпийских игр - Калерией Венидиктовной Кисловой. Какие тайны поведала ей Калерия Венидиктовна, мы узнаем из статьи ниже. 

В июле-августе 1980-го года в Москве проходили XXII Летние Олимпийские игры. Этому замечательному спортивному событию уже 35 лет. В период проведения Олимпиады было поставлено 74 олимпийских и 39 мировых рекордов, разыграно 203 комплекта медалей. Советские спортсмены завоевали 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей и вышли на первое место в общекомандном первенстве.
За прошедшее время с 1980-го года было проведено 9 Зимних Олимпиад, 8 Летних Олимпийских игр и 17 Паралимпийских.
В феврале 2014 года наша страна была хозяйкой тоже XXII, но уже Зимней Олимпиады и XI Паралимпийских игр. Церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр являются кульминационными во время проведения таких грандиозных спортивных праздников. И конечно же, самый торжественный момент зрелища открытия Олимпиады-это зажжение Олимпийского огня над стадионом.


Мне посчастливилось встретиться и побеседовать с замечательным человеком, легендарным телевизионным режиссёром, лауреатом Государственной премии СССР, заслуженным деятелем
К.В.Кислова
Кислова К.В.

искусств нашей страны Калерией Венидиктовной Кисловой, которая проводила телевизионные трансляции церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве, а также К.В. Кислова, как главный режиссёр Главной редакции информации Центрального телевидения присутствовала в Греции в древней Олимпии во время таинства зажжения Олимпийского огня и передаче его представителям делегации Советского Союза. Вот что говорит сама Калерия Венидиктовна, вспоминая то время.

Получив приказ по Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию о назначении меня главным режиссёром трансляций открытия и закрытия Олимпийских игр, подписанный Сергеем Георгиевичем Лапиным-председателем Гостелерадио, я начала заниматься серьёзной подготовкой к этим праздникам, так как я понимала, что это не рядовое событие и вероятно, оно будет в моей жизни первое и последнее. Мне назначили ведущего оператора трансляций-Сергея Журавлёва. И мы с ним объединились, потому что на всех мероприятиях я предпочитала работать в одном тандеме с оператором.

Туманов
Туманов И.М.
Первым делом я познакомилась с режиссёром-постановщиком открытия и закрытия Иосифом Михайловичем Тумановым. На тот момент, сценарий открытия и закрытия только планировался, и мы ещё плохо представляли, как это будет выглядеть по-настоящему, на стадионе. Изначально, все элементы отрабатывались на разных площадках, там было задействовано много разных групп: спортсмены, танцоры, балетная часть, хор, фон, который был напротив главной трибуны и.т.д. И каждой такой группой руководил свой режиссёр. Этими мероприятиями занимались даже не сотни, а тысячи людей и все работали по отдельности. Мы тоже работали отдельно. Если я находилась в Москве, я приезжала каждый день к Туманову в Лужники.

Позже было определено, кто будет комментировать трансляции. У нас было четыре комментатора, основным был Николай Озеров.

Озеров
Озеров Н.Н
Когда мы всё распределили, я разместила ПТС (Передвижные Телевизионные Станции) и камеры. Получилось, что требовалось 11 ПТС, это около 50 камер, потому что нужно было не просто снимать происходящее на стадионе «Лужники», но и транслировать всю эстафету передачи огня, начиная от здания Моссовета и заканчивая чашей над стадионом. Всё рассчитывалось по минутам, по секундам. Надо было расставить камеры по всей трассе, что бы не было даже паузы в показе продвижения Олимпийского огня. Церемония открытия длилась около пяти часов, хотя изначально она должна была длиться четыре с половиной часа. Последний месяц-полтора репетиции проходили с раннего утра и до девяти часов вечера.

Мне надо было расставить режиссёров на каждую ПТС, я думала где легче стоять, где тяжелее. У меня на всех станциях работали режиссёры Главной редакции информации. Шла очень серьёзная и напряжённая работа.

Для церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр у Туманова было приготовлено два сюрприза. На открытии никто не знал, как спортсмен с факелом попадёт наверх, к чаше, потому что по расположению стадиона, под этой чашей находился фон, состоящий из живых людей с флажками. Никакого не было прохода или ступенек. Спортсменом, внёсшим факел с Олимпийским огнём на стадион, стал трёхкратный олимпийский чемпион, легкоатлет Виктор Санеев, а чести зажжения Олимпийского огня был удостоен олимпийский чемпион, баскетболист Сергей Белов. 

Санеев передаёт факел Белову
Санеев передаёт факел Белову

Все до последнего гадали как Белов с факелом попадёт наверх. А оказалось, когда он подбежал к фону, люди, составляющие фон, один за другим начали доставать щиты и поднимать их над собой образуя своеобразную лестницу. И спортсмен легко поднимался по таким ступенькам. Получалось, что лестница рисовалась как будто из воздуха. Это было конечно очень интересно и очень эффектно.

Белов
Белов С.А

Были и трудности на открытии. Во-первых, откуда держать общий план. Нужна была верхняя точка, но верхней точки на стадионе не оказалось. Поэтому мы с Сергеем Журавлёвым придумали поставить камеры на осветительную башню. На стадионе в Лужниках стояли башни около 300 метров в высоту, они были под наклоном и когда мы с оператором поднялись наверх, я буквально зависла над стадионом. И туда мы поставили камеры. Вторая сложность была в том, что Брежнев стоял в ложе при объявлении открытия Олимпийских игр. Но в ложе его никак нельзя было «достать» с хорошего ракурса. И нам пришлось найти оператора, чтобы он лёг прямо перед самой ложей на парапет, и мы получили нужный план.

Вся команда работала отлично, все хотели работать, никто не отлынивал, никому за это дополнительно не доплачивали, работали на полном энтузиазме. А далее, пока шла Олимпиада, надо было репетировать закрытие. Опять же репетировали либо по ночам, либо по утрам. И на закрытие Туманов тоже приготовил сюрприз. Никто не знал, что Олимпийский мишка будет улетать. Перед самым закрытием была генеральная репетиция со всеми зрителями. Был полный стадион народу и мишку просто вывели, и он никуда не улетал, а покачиваясь стоял на арене. И все думали, что так и будет на самой церемонии закрытия. Но я знала, что он улетит, хотя у меня даже люди в группе ничего не знали, потому что Иосиф Михайлович, когда мне об этом рассказал, а рассказал он это незадолго до церемонии открытия, он сказал по секрету и попросил быть к этому готовой. И я никому ничего не рассказала, так как дала слово.

1010431.jpg
После разговора с Тумановым, я поняла, что мне понадобится ещё одна ПТС. Мне нужен был такой план: весь стадион, вся чаша, над ним мишка летит и Москва фоном. Но ни одна из предложенных мне ПТС не могла дать такого ракурса, потому что они все были внутри стадиона. Я попросила ещё одну ПТС. Сначала меня чуть не убили, ведь и так у меня было 11 ПТС, которые привезли в Москву из разных городов. Но в конце концов, я настояла, что мне нужна ещё одна передвижная телевизионная станция-двенадцатая. Мне выдали двухкамерную ПТС дополнительно, и я поставила её на Ленинских горах, одну камеру разместила на лыжный трамплин, а другую на обзорную площадку. И я помню, что, когда закрытие прошло, и прошло всё удачно, никаких срывов или замечаний не было!

Казалось, что кусок моей жизни ушёл. Я помню, как люди плакали и обнимались, и я сидела за пультом и у меня были слёзы на глазах. Я плакала, когда прощалась с Олимпийскими играми.

Калерия Кислова является также режиссёром документальных фильмов «Олимпиада-день открытия» и «Олимпиада-день закрытия» (Олимпиада-80. Церемония открытия и церемония закрытия). Кадры этих фильмов навсегда сохранили ту неповторимую атмосферу душевности, теплоты, соучастия, сострадания и братства присутствовавшую в Москве. Дух состязаний и великих побед, оставшийся в сердцах очевидцев тех незабываемых дней.

И сегодня спустя десятилетия люди хотят соприкоснуться, возвратиться через кадры хроники к этим волнующим минутам и ощутить ещё раз мгновения добра, красоты, молодости и всеобщего торжества.


Автор: Екатерина Титова


Справка:
  • Кислова Калерия Венидиктовна – телевизионный режиссёр, Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РФ
  • Белов Сергей Александрович – баскетболист, тренер, олимпийский чемпион 1972, двукратный чемпион мира (1967 и 1974), заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР
  • Санеев Виктор Павлович-легкоатлет, трёхкратный олимпийский чемпион (тройной прыжок в длину) (1968, 1972, 1976), заслуженный мастер спорта СССР
  • Туманов Иосиф Михайлович – театральны режиссёр, народный артист СССР, лауреат Государственной (Сталинской премии)
  • Озеров Николай Николаевич – спортивный комментатор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный мастер спорта.


18 комментариев:

  1. Ответы
    1. Спасибо, Ами! Мне тоже было интересно читать.

      Удалить
  2. I like a lot. Fabulous photo.Hello from Spain: it is a very complete information. A great tribute. keep in touch

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Thank you so much for reading this! I'm glad you liked it, Marta!

      Удалить
  3. Such an inspiring interesting post
    Beautiful picture as well
    http://styleccentricfashion.blogspot.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Thank you so much dear! I'm really glad to hear that!

      Удалить
  4. Очень интересная и познавательная статья. Я слышала, не вспомню именно откуда, что мишка улетел случайно, а не запланировано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я по поводу этой олимпиады тоже много мифов слышала и даже читала:) Но теперь-то мы знаем, как всё было на самом деле;)

      Удалить
  5. The olympics is always such an exciting time, great blog on this wonderful event!

    xx,
    Tania
    http://inspiremyfancy.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. I absolutely agree with you dear! Thank you so much!!!

      Удалить
  6. Интересно почитать! Кстати, я считаю, что Мишка из 80х - самый креативный символ Олимпиады. Нынешние "суррогаты" ему не чета )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, полностью с тобой согласна! Я вот сочинских символов абсолютно не помню, а Мишку могу даже по памяти нарисовать:)

      Удалить
  7. Интересные факты, изложенные в статье... Я был очевидцем происходящего. Трудно передать словами сколько эмоций вызвал Мишка, улетающий в бесконечность.
    Незабываемое время, состоящее из множества ярких воспоминаний тех лет.
    Организаторы Олимпиады хорошо потрудились, все было на высшем уровне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам большое за комментарий!!! Всегда интересно узнать мнение именно очевидца!

      Удалить
  8. о да, у нас есть мишка с тех олимпиад

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас тоже был, но ему не удалось "пережить" моё детство:)

      Удалить
  9. Как интересно! Я люблю такое читать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо, Анна, за проявленный интерес!!!

      Удалить

Hello! Thank you for stopping by and spending some time of your day to read my blog and to comment - it means tremendously much to me!
I think it is nice to support each other, so if you want to follow me and want me to follow back, just let me know in the comments!